пятница, 3 апреля 2015 г.

О нашем музее информация в газете

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №8 (9706), 04/03/2015

Уроки с винтовками и патефоном

Русская изба, партизанская землянка, траншея с пулемётным гнездом, уголок пионерской высокой моды и выставка достижений технического прогресса - разве может всё это соседствовать в небольшой комнате в 60 квадратных метров? В Серёдкинской средней школе может. И «соседствует» не просто успешно, но и гармонично, объединившись в очень живой (несмотря на то, что некоторые экспонаты старше даже первых выпускников школы) и наполненный разнообразными событиями историко-краеведческий музей. В прошлом году, кстати, его признали лучшим школьным музеем в районе.
Заходим внутрь и сразу попадаем в настоящую русскую избу Главный её эле­мент - абсолютно антуражная русская печь, которую в начале 90-х смастерили учащи­еся под руководством учителя технологии Евгения Васильева. Только печь - макет, а все остальные экспонаты - подлинные предметы быта 19-20 веков. Диковинные для современных школьников, они, каза­лось бы, не имеют никакого отношения к войне. Но именно с этой экспозиции юные экскурсоводы начинают погружать гостей в тему оной, рассказывая, каким было родное село сразу после её окончания. Уже от одной фразы, что после освобождения в Серёдке, сейчас являющейся одним из двух крупнейших сельских населённых пунктов Псковской области, уцелел один-един­ственный дом, по телу невольно пробегают мурашки. Другие цифры ужасают не мень­ше за время оккупации в Серёдкинском районе (тогда село было райцентром) было сожжено 170 деревень, расстреляны 300 мирных жителей, шестеро погибли под страшными пытками, 2331 человека угнали в Германию.
-  Серёдка была оккупирована в самом начале войны, 17 июля. Три с половиной года село находилось в оккупации, - бойко повествуют ребята, подводя нас к стенду «Партизанское движение на Псковщине». Он пестрит информацией о героических односельчанах наших экскурсоводов. Фамилии Рыбакова, Басклеева, Хоботова знакомы даже тем, кто никак не связан с музеем - в честь партизан названы серёдкинские улицы.
- Мы же все друг друга знаем, а потому наши герои для ребят не хрестоматийные личности, а знакомые их же бабушек или дедушек. Вот, например, это мой со­сед, - отмечает директор школы Светлана Удальцова, указывая на старую фотогра­фию на стене.
Жители Серёдки принимали участие не только в партизанском движении, сражаясь на разных фронтах и проявляя себя в битвах под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге. Им посвящён следующий стенд. Юные исследователи или красные следопыты, как их называли раньше, собрали много информации о серёдкинских участниках войны, но музей регулярно приобщает к своей поисковой работе и ребят, которые не посещают занятия кружка «Моё Отечество». В этом году, как мы уже писали в прошлом номере газеты, учащиеся разных классов Серёдкинской школы будут делать проекты об улицах села, названных в честь его мужественных жителей. Их исследования пополнят обширные фонды музея.
А они действительно являются таковыми - в этом году школьный музей празднует пятидесятилетний юбилей. Многие бывшие экскурсоводы привели сюда уже собственных детей или даже внуков. Президент школьного самоуправления, десятиклассник Денис Михайлов занимается в музее с четвёртого класса. Отец и дед парня - военнослужащие, прадеды - участники Великой Отечественной войны. Денис и сам готовится к поступлению в военное училище. Интерес парня к военной теме закономерен со всех сторон. Когда мы просим показать Дениса самую интересную экспозицию музея, он, не сомневаясь ни секунды, уверенным шагом ведёт нас к самой молодой экспозиции, которая называется «Освобождение».
- Ее мы с учителями создавали в прошлом году, к 70-летию освобождения Серёдки. Наш посёлок освободила 376 стрелковая дивизия, экспозиция посвящена её боевому пути. Большинство экспонатов собрали в ходе поисковой работы, некоторые подарили нам ветераны. Раньше они хранились в кладовых, - объясняет Денис.
В создании экспозиций принимают уча­стие и родители ребят. Например, оружие, переданное музею областным поисковым объединением «След Пантеры», приводят в должный вид именно родители. У подлин­ных экспонатов просверлены стволы: слишком много детей проводят в музее слишком много времени. Участвуют в экспозициях и муляжи советского стрелкового оружия времён войны: винтовка Мосина, пистолет-пулемёт Шпагина, пулемёт Дегтярёва.
Интересно рассматривать и «более мирные» экспонаты: юбилейные награ­ды, предметы быта солдат, красноармей­ские книжки, письма с фронта... Кстати, письма - одна из важных и очень тёплых традиций музея. Долгие годы ребята вели переписку с родственниками погибших на серёдкинской земле. Иногда такие письма становились толчком к большой поисковой работе. Некоторые адресаты впоследствии приезжали по приглашению учащихся в Серёдку, отправлялись вместе с ними на воинские захоронения, слушали экскур­сии и дополняли их своими рассказами, семейными историями... С появлением Интернета такая работа, конечно, стала ещё проще и оперативнее. Кстати, именно послевоенному восстановлению и техни­ческому прогрессу посвящена следующая экспозиция музея. Старинные патефон, аппарат Морзе, телефон времён ВОВ в представлении современных школьников, воспитанных на смартфонах и планшетах вряд ли ассоциируются с прогрессом, тем важнее восстановить прерванную связь времён. Впрочем, в этом музее о прерван­ной связи говорить не приходится
- Музей неотделим от уроков истории, вечеров памяти, классных часов. Музейные фонды широко используются в учебно-методической и воспитательной работе. Ребята, которые занимаются в музейном кружке, проявляют себя с разных сторон: кто-то пробует себя в роли экскурсовода, кому-то интересна поисковая работа, не­которым нравится быть корреспондента­ми или оформителями. С удовольствием школьники благоустраивают захоронения, общаются с ветеранами. На сайте школы у нашего музея есть блог, ведут его также учащиеся. Важно, что в любой из этих ро­лей ребята прикасаются к истории родного края и страны, - подчёркивает руководитель школьного музея Серёдки и кружка «Моё Отечество» Наталья Евсевьева.
Именно так воспитывается тот непри­думанный, неглянцевый патриотизм, о не­хватке которого так много сейчас говорят. Чтобы прочувствовать, нужно в первую очередь почувствовать. На занятиях в школьных музеях у ребят есть такая воз­можность.
Наталья ИГНАТЕНКО.
nata@province-pskov.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий