ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №8 (9706), 04/03/2015
Уроки с винтовками и патефоном
Русская изба, партизанская землянка, траншея с пулемётным гнездом, уголок пионерской высокой моды и выставка достижений технического прогресса - разве может всё это соседствовать в небольшой комнате в 60 квадратных метров? В Серёдкинской средней школе может. И «соседствует» не просто успешно, но и гармонично, объединившись в очень живой (несмотря на то, что некоторые экспонаты старше даже первых выпускников школы) и наполненный разнообразными событиями историко-краеведческий музей. В прошлом году, кстати, его признали лучшим школьным музеем в районе.
- Серёдка была оккупирована в самом начале
войны, 17 июля. Три с половиной года село находилось в оккупации, -
бойко повествуют ребята, подводя нас к стенду «Партизанское движение на
Псковщине». Он пестрит информацией о героических односельчанах наших
экскурсоводов. Фамилии Рыбакова, Басклеева, Хоботова знакомы даже тем,
кто никак не связан с музеем - в честь партизан названы серёдкинские
улицы.
- Мы же все друг друга знаем, а потому наши
герои для ребят не хрестоматийные личности, а знакомые их же бабушек или
дедушек. Вот, например, это мой сосед, - отмечает директор школы
Светлана Удальцова, указывая на старую фотографию на стене.
Жители Серёдки принимали участие не только в
партизанском движении, сражаясь на разных фронтах и проявляя себя в
битвах под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге. Им посвящён следующий
стенд. Юные исследователи или красные следопыты, как их называли
раньше, собрали много информации о серёдкинских участниках войны, но
музей регулярно приобщает к своей поисковой работе и ребят, которые не
посещают занятия кружка «Моё Отечество». В этом году, как мы уже писали в
прошлом номере газеты, учащиеся разных классов Серёдкинской школы будут
делать проекты об улицах села, названных в честь его мужественных
жителей. Их исследования пополнят обширные фонды музея.
А они действительно являются таковыми - в
этом году школьный музей празднует пятидесятилетний юбилей. Многие
бывшие экскурсоводы привели сюда уже собственных детей или даже внуков.
Президент школьного самоуправления, десятиклассник Денис Михайлов
занимается в музее с четвёртого класса. Отец и дед парня -
военнослужащие, прадеды - участники Великой Отечественной войны. Денис и
сам готовится к поступлению в военное училище. Интерес парня к военной
теме закономерен со всех сторон. Когда мы просим показать Дениса самую
интересную экспозицию музея, он, не сомневаясь ни секунды, уверенным
шагом ведёт нас к самой молодой экспозиции, которая называется
«Освобождение».
- Ее мы с учителями создавали в прошлом году,
к 70-летию освобождения Серёдки. Наш посёлок освободила 376 стрелковая
дивизия, экспозиция посвящена её боевому пути. Большинство экспонатов
собрали в ходе поисковой работы, некоторые подарили нам ветераны. Раньше
они хранились в кладовых, - объясняет Денис.
В создании экспозиций принимают участие и
родители ребят. Например, оружие, переданное музею областным поисковым
объединением «След Пантеры», приводят в должный вид именно родители. У
подлинных экспонатов просверлены стволы: слишком много детей проводят в
музее слишком много времени. Участвуют в экспозициях и муляжи
советского стрелкового оружия времён войны: винтовка Мосина,
пистолет-пулемёт Шпагина, пулемёт Дегтярёва.
Интересно рассматривать и «более мирные»
экспонаты: юбилейные награды, предметы быта солдат, красноармейские
книжки, письма с фронта... Кстати, письма - одна из важных и очень
тёплых традиций музея. Долгие годы ребята вели переписку с
родственниками погибших на серёдкинской земле. Иногда такие письма
становились толчком к большой поисковой работе. Некоторые адресаты
впоследствии приезжали по приглашению учащихся в Серёдку, отправлялись
вместе с ними на воинские захоронения, слушали экскурсии и дополняли их
своими рассказами, семейными историями... С появлением Интернета такая
работа, конечно, стала ещё проще и оперативнее. Кстати, именно
послевоенному восстановлению и техническому прогрессу посвящена
следующая экспозиция музея. Старинные патефон, аппарат Морзе, телефон
времён ВОВ в представлении современных школьников, воспитанных на
смартфонах и планшетах вряд ли ассоциируются с прогрессом, тем важнее
восстановить прерванную связь времён. Впрочем, в этом музее о
прерванной связи говорить не приходится
- Музей неотделим от уроков истории, вечеров
памяти, классных часов. Музейные фонды широко используются в
учебно-методической и воспитательной работе. Ребята, которые занимаются в
музейном кружке, проявляют себя с разных сторон: кто-то пробует себя в
роли экскурсовода, кому-то интересна поисковая работа, некоторым
нравится быть корреспондентами или оформителями. С удовольствием
школьники благоустраивают захоронения, общаются с ветеранами. На сайте
школы у нашего музея есть блог, ведут его также учащиеся. Важно, что в
любой из этих ролей ребята прикасаются к истории родного края и страны,
- подчёркивает руководитель школьного музея Серёдки и кружка «Моё
Отечество» Наталья Евсевьева.
Именно так воспитывается тот непридуманный,
неглянцевый патриотизм, о нехватке которого так много сейчас говорят.
Чтобы прочувствовать, нужно в первую очередь почувствовать. На занятиях в
школьных музеях у ребят есть такая возможность.
Наталья ИГНАТЕНКО.
nata@province-pskov.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий